Поэзия – наука. Если и есть сила, исследующая человеческие чувства всесторонне, то это только поэзия.   Мукагали Макатаев

В 2021 году отмечается крупная дата – 30 лет Независимости Казахстана.  В связи с этим, Республиканская акция «Одна страна – одна книга» посвящена 30-летию Независимости Казахстана. В рамках этой акции для всенародного чтения были выбраны 30 лучших произведений известных казахстанских авторов в области поэзии, прозы, драматургии, детской литературы.

 Одной из книг, выбранных акцией, является сборник стихотворений Бахытжана Канапьянова «Достояние души».

В 2017 году под именем Жан Бахыт в Париже прошла презентация творчества известного поэта Бахытжана Канапьянова. В поэтическую книгу «Достояние души» вошли стихи, написанные за последние годы нового столетья.

 Сборник состоит из трех разделов «Дорога столетий», «Высокогорье», «Тюрские мотивы бытия», в которых автор, поэтическим языком, отразил исторические перемены в жизни человечества и своего народа на стыке веков и тысячелетий. 

Жан Бахыт постоянно пытается соединить несоединимое, и это придает особое обаяние его оригинальной поэзии. В стихах он опирается как на традиции «тихой лирики» (не случайно одно из его стихотворений начинается со слов «Золотая тишина»), так и на творческий опыт шестидесятников с их темпераментной, искромётной публицистичностью.

В стихотворении «Медео» стремительный марафон горожанина, внутри которого, казалось, «спираль движения звенит,  щекочет нервы», пленника давно намеченной цели с «оценкой в баллах и в очках», понимающего, что «ключами все заведено», натыкается на тихую заводь степной, аульной, подлинной жизни:

«…где вечен запах кизяка.

 И дым над речкой,

Пастушка на холме легка

Среди овечек».

Лирическая миниатюра Жана Бахыта «Кочевая звезда» и его признание

 «Я кочевник с авиабилетом…» неожиданно сталкивается на страницах книг Канапьянова с ласковой поэзией родного дома (стихотворение «Старый дом»), помнящего и годы тревог, страданий и бед «Был за окнами сталинский тракт…».

Именно в родных степях, рядом с горным ручьем дано поэту услышать не только «музыку неба торжественно и молчаливо», но и тяжелую поступь времени в масштабах всей вселенной: ушедшего ХХ века и приходящего ему на смену ХХI.

Стихотворение «Земная баллада о космосе», посвященное Чингизу Айтматову, переносит нас на затерянный в степях перрон крошечной станции Тюре-Там, который проезжает любой поезд, следующий по маршрутам «Москва – Ташкент», «Москва – Ашхабад», «Москва – Алма-Ата». Поэт осторожно нащупывает и помогает нам услышать спрятанную в экзотическом топониме степную музыку: «Тюре-Там». Рядом с летчиками возникает и старушка-казашка в стареньком платье из хан-атласа, что «прячет смятые деньги в цветистые рукава», пытающаяся продать на полустанке маленькие дыньки. Бережное внимание к простому человеку – еще одно наследие шестидесятников сразу вспоминается: «людей неинтересных в мире нет…».

Пройдет совсем немного времени, и в стихах Жана Бахыта появятся драматические мотивы. Поэт побывает в мёртвой зоне на Припяти (в 1986-1988 годах он – участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС), и ему, как и мудрым организаторам фонда «Невада – Семей», станет ясна неумолимо приближающаяся трагедия казахских аулов, окружающих полигон и обречённых на мучительное молчаливое вымирание. Об этом – «Плач смуглой луны»:

Ночь перед взрывом подземным, знаю,

что скорби полна.

В ночь перед взрывом я вижу –

смуглая плачет луна.

Слезы её золотые в радиоактивном стогу.

Как на рентгеновском снимке аул,

что на том берегу.

Бахытжан Мусаханович — человек поистине ренессансный. Он вносит огромный вклад в формирование менталитета казахского народа. Стихи и поэмы его органически сочетаются с этнопсихологическими и этнокультурными образами, а по складу своего мышления и опоре на общечеловеческие нравственные ценности Канапьянов принадлежит всем народам.

Библиограф информационно-библиографического отдела

Каным Аннаева

Мысли, навеянные стихами / обзор одной книги (акция “30 книг – 30-летию Независимости”)

Добавить комментарий